Х. Юнусов: У чеченцев зять должен вести себя сдержанно во всем

ИА «Грозный-информ» 20.02.2021 14:34

Чеченцы издревле славятся своими обычаями и традициями, которые являются неотъемлемая часть их повседневной жизни. В каждой чеченской семье чтут и соблюдают традиции, переданные старшим поколением. Столетиями складывался в чеченском обществе свод правил поведения. Особое место в этом кодексе отводится семье и взаимоотношениям с родственниками.

Об этом в интервью ИА «Грозный-информ» рассказал ветеран чеченской журналистики, директор Центра подготовки и переподготовки работников СМИ, Заслуженный журналист Чеченской Республики Хамзат Юнусов.

 

Корр.: Каковы особенности взаимоотношений внутри чеченской семьи?

Х. Юнусов: Жизнь чеченской семьи во все времена отмечалась строгой внутренней организацией. Каждому члену в ней отводится свое место и обязанности, и во всех вопросах все они подчиняются главе семьи. Глава семьи всегда пользовался неограниченной властью, он был хранителем и распорядителем общей семейной казны, руководил отправлением различных семейных и религиозных обрядов, представлял интересы семьи вне дома.

Женской частью жизни семьи управляет супруга главы. Она должна опекать, воспитывать и контролировать поведение и поступки дочерей и невесток. Она не просто хозяйка дома, которая ведает всеми внутренними работами и обязанностями, но и играет важную роль в обрядовой жизни семьи.

Конечно, на современном этапе, с утратой первоначальных патриархальных начал в организации семейной жизни, чеченская семья во многих вопросах трансформировалась, и обустройство жизни в одной семье часто отличается от традиций и обычаев в другой. Однако это не означает, что чеченская семья отошла от традиционных норм внутреннего взаимоуважения и такта в отношениях его членов. Мы все также уважаем старших, главу семьи, прислушиваемся к его слову, исполняем его желания; старший брат воспитывает и оберегает младшего, а младший слушает старшего и выполняет его волю; хозяйка дома – супруга главы семьи – все также выполняет свои воспитательные функции и управляет хозяйством; дочери и невесты впитывают ее советы, берут с нее пример и учатся жизни.

Мы видим сегодня, что происходит в мире: катастрофическая ломка традиционных устоев семьи и общества; навязывание так называемого гендерного равенства в семье, при котором супруги как бы равны в правах; а ювенальная юстиция доводит дело до абсурда, когда ребенок имеет неограниченные права, но не имеет никаких обязанностей перед родителями и вообще взрослыми; культивируются самые низменные инстинкты и потребности человека…

Понимая всю серьезность этих процессов для чеченской семьи и народа в целом, первый Президент Чеченской Республики, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров (Дала гIазот къобалдойла цуьнан!) придавал огромное значение сохранению и популяризации традиционных ценностей чеченского общества. А Глава Чеченской Республики, Герой России Рамзан Ахматович Кадыров, успешно продолжая дело великого Ахмат-Хаджи, утвердил своим Указом Единую концепцию духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики, в рамках которой уже почти десять лет министерствами и ведомствами, учебными заведениями и очагами культуры, общественными организациями на всех уровнях проводится масштабная работа, направленная на духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения, сбережению обычаев, традиций и религиозных ценностей народов нашей республики. И эта огромная работа по сохранению духовности в определенной мере оградила чеченский народ от всевозможных негативных веяний современности.

Корр.: Один из самых часто задаваемых вопросов: избегание супругом родителей жены, с чем это связано?

Х. Юнусов: У чеченцев нет такого обычая. Ингуши строго придерживаются этого – зять не может встречаться и общаться со свекром и свекровью всю жизнь, что, как утверждается, гарантирует отсутствие возможных конфликтов в молодой семье. У адыгов, кстати, также есть обычай: тесть и невеста всю жизнь избегают друг друга, и говорят, что таким образом соблюдается уважение к тестю.

Корр.: Как должен вести себя зять, если в доме родителей жены похороны?

Х. Юнусов: У чеченцев есть пословица: «Не мужчина тот, кто не уважает родственников матери и жены» («Ненахой а, стунцахой а ца лоьруш верг стаг вац»). Каждый уважающий себя мужчина должен находиться на поминках родственника жены, пока они не завершатся (обычно это – три дня), и обязан не только стоять на самом краю, но и должен быть готов выполнять любую работу по их организации. Этим он выражает свое искреннее участие в настигшем горе и уважение к родственникам жены, провожающим в мир иной усопшего.

Корр.: Как он должен вести себя, если в доме родителей супруги свадьба: женился брат или выходит замуж сестра жены?

Х. Юнусов: Также, как и на похоронах. Пожелать родителям жениха счастья молодоженам, помочь в чем-то, если возникнет такая необходимость, вести себя скромно. При выходе замуж сестры супруги до недавних пор зять не присутствовал в данной процедуре. Однако в последнее время все чаще можно наблюдать, что зять приходит к родителям жены, чтобы поздравить с выходом замуж их дочери и пожелать ей счастья в новом доме, в новой семье. Мне это кажется не совсем этичным.

Корр.: Какие важные моменты необходимо соблюдать мужчине в общении с родителями супруги?

Х. Юнусов: Здесь все моменты важны. Главное – проявлять особый такт и уважение при всем. Однако у разных людей эти взаимоотношения складываются по-разному, в зависимости от характеров, привычек, и даже физического состояния. К примеру, мои взаимоотношения с тестем (Дала гечдойла цунна!) всегда, с молодых лет были взаимно уважительными. Он был очень интересным собеседником, начитанным, имел разносторонние знания, был очень набожным, глубоко знал Ислам и Шариат, читал Коран. Но в то же время никогда не давал мне повода ощущать себя его зятем, хотя я об этом никогда не забывал.

Корр.: В современном чеченском обществе нередки случаи, когда зятья тесно общаются с родственниками жены. Часто бывают в гостях, свободно общаются, в том числе с отцом и братьями супруги. Это традиционно для чеченцев? Как раньше строилось общение с родными супруги?

Х. Юнусов: В чеченских адатах и обычаях, в Шариате четко расписаны границы взаимоотношений между зятем и родственниками жены. Можно даже сказать, что существуют определенные правовые нормы. Но, к сожалению, как Вы сами отметили, есть такие зятья, которые находятся почти в «запанибратских» отношениях с родственниками супруги. Это недопустимо. Зять должен вести себя с родственниками жены сдержанно, вежливо, стараться во всем уступать им. Он должен относиться к ним с подчеркнутым уважением, и оно должно быть тем сильнее, чем ближе по степени родства или старше по возрасту родственник супруги.

Корр.: Как мужчина должен обращаться со своими детьми при родственниках жены?

Х. Юнусов: Также, как и при своих старших родственниках. По обычаю, мужчина не берет при посторонних ребенка на руки, очень скупо отзывается о достоинствах детей. Я, например, никогда не садился в присутствии отца, никогда не обращался к нему по своей инициативе, не разговаривал, если меня о чем-то не спрашивал. И не помню, чтобы отец меня хвалил. Отец без всяких слов и ежедневных наставлений, на примере своих дел и поступков, учил нас – пятерых братьев и сестру – делать добро, учиться, не лениться в труде.

Беседовал Башир Саутиев